Сценарий круглого стола в школе


сценарий круглого стола в школе Фонд развития Международного университета

НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка»

Межпредметная исследовательская работа по истории и обществознанию

Феномен популярности Команданте Че. Последний романтик революции

Автор: Коваленко Валерия

9 класс

Научный руководитель: Писарева Л.Н.,

учитель истории и обществознания

НОУ СОШ «Росинка»

Москва

2008

Оглавление

Введение 3-5

Глава 1 «Самый совершенный человек XX века»

1.1.Статус революционера в мировом революционном движении

Кто такой революционер (по катехизису Нечаева)? 6-8

1.2. Че Гевара – путь в революцию 9-13

1.3. Мировоззрение как основа основ личности Эрнесто Гевары 14-17

Выводы 18-19

Глава 2 Последний романтик революции

2.1. Организация, методы исследования, их описание 20-21

2.2. Описание, анализ результатов исследования и выводы 22-38

о знаниях учащихся о Команданте Че и его деятельности

2.3. Описание продукта исследования. Сценарий «Круглого Стола», направленного на пополнение знаний учащихся по данной теме 39-40

^ Выводы 41-42

Заключение 43-44

Список источников информации 45

Приложения

Приложение 1 Анкета 46-49

Приложение 2 Причина популярности образа Че Гевары в рекламе 50-54

Введение

Молодёжные политические организации, постепенно активизирующиеся в своей деятельности, за неимением достаточного количества знаний и опыта берут пример с политических деятелей прошлого времени. Идеологии, системы ценностей и яркость убеждений на политической арене таких личностей, к примеру, как Бакунин или Троцкий активно заимствуются и используются молодёжью.

Как известно, один из самых популярных молодёжных политических кумиров – Че Гевара. Самый «разрекламированный» революционер-романтик, причём единственный в своём роде, изображается на одежде, сувенирах, активно используется в рекламе, его всегда можно наблюдать на плакатах и транспарантах во время молодёжных выступлений. За прошедшие 30 лет на образе Команданте были нажиты космические суммы денег. На самом деле немногие знакомы с фактами его биографии, деятельности и его значением в истории Латинской Америки и всего мира.

А кто в действительности был Команданте Че? Не слишком ли многими легендами «оброс» образ «кубинской ласточки»? Как молодой аргентинец, сам того не ведая, смог стать родоначальником кардинально новой моды? Что стало причиной его мировой моды? В этом я Вас и приглашаю разобраться.

Актуальность данной работы определяется возможностью изучения революционной деятельности Эрнесто Че Гевары, судьбы марксистского учения о социализме, исследованием двух образов Команданте (реального и рекламного), их сравнением и рассмотрением примеров использования Че в рекламе.

Социальная значимость данной работы определяется ростом молодёжных организаций, следующих примеру деятельности Че Гевары, его системы ценностей, взорвавшей основы «общества потребления» (ценности которых – это слава, власть привилегия). Изучив и сравнив действительные и интерпретированные идеи Команданте, мы сможем разобраться в деятельности его последователей.

Личностная значимость темы заключается в том, что создание этого проекта поможет формированию моего мировоззрения и политической ориентации в настоящее время.

Проект реализуется в предметных рамках истории, обществознания, политики и географии. Спектр предметов довольно обширен, но это всецело является причиной того, что мы рассматриваем проблему проекта с разных точек зрения.

Проект может быть квалифицирован как исследовательская работа, индивидуальная, долгосрочная.

Объектом исследования является непосредственно личность самого Че Гевары.

Предмет исследования – феномен популярности Команданте Че.

Гипотеза исследования звучит так:

Предположим, что Че как личность не соответствует тому, в кого его превратил современный пиар.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель: изучить причину культа Команданте, его непрекращающееся использование в рекламе.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить требующиеся источники информации по теме в области философии, политологии, истории и обществознания (документы, мемуары)

2. Обработать полученную информацию

3. Систематизировать полученные знания

4. Провести анкетирование среди учащихся школы

5. Проанализировать и обработать полученные результаты

6. Разработать сценарий проведения «Круглого стола» среди учащихся нашей школы по данной теме.

В исследовании были использованы следующие методы и методики:

1.Эмпирические:

Анкетирование (открытые и закрытые вопросы)

2.Теоретические методы:

1. Анализ литературных и исторических источников

2. Обработка анкетных данных учащихся

3. Обобщение полученной информации

4. Математическое моделирование (диаграммы и гистограммы)

Практическая значимость работы определяется личным желанием провести «Круглый Стол» по данной теме среди учащихся нашей школы.

Глава I

«Самый совершенный человек XX века»

^ 1.1. Cтатус революционера в мировом революционном движении

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания.

Идеологии стали зарождаться в XIV веке в период Возрождения. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, то есть освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. В это время появились новые земные идеалы, способные начать формировать у людей:

- права индивида на жизнь,

- приоритет свободы,

- приоритет собственности.

Данные приоритеты были сформированы первыми либералами, сторонниками свободы, которые мечтали о мирном переустройстве общества.

В XVII веке Европу потрясли первые буржуазные революции. Участники этих событий с оружием в руках боролись за свои идеи, требующие радикального изменения общественного уклада в государстве.

История мирового революционного движения насчитывает не одно столетие. Люди разных стран, сословий, мировоззрений во все времена боролись за свои права с помощью революции, «коренного переворота». Но из каких стола побуждений они организовывались в группы, протестующие установленным порядкам? Выступления таких «групп» всегда имели под собой основу. Чаще всего эта причина – ущемление в каких-либо правах. И действительно, какой пример революции мы бы не привели, идеей совершения «коренного переворота» зачастую являлось неравноправное разделение людей на сословия, передающие свои права, привилегии по наследству. Во все времена власть государства, независимо от формы правления, тяготела к людям, занимающим более высокое положение в обществе, а иначе говоря, к имевшим частную собственность. Как следствие, решения, принимаемые государством, всегда представляли интересы «верхов» общества, будь то издание нового закона, запрета или указа.

Конечно, не все государства прошли через такой этап развития, как революция. Но если сравнить в процентном соотношении государства, в которых происходили коренные перевороты, с теми, в которых их не было, то преобладание первой цифры будет очень существенным. О чём это говорит? Думаю, о том, что в ходе истории людей, недовольных данными (или нет) им правами, было гораздо больше, чем тех, которых всё устраивало. Как я уже говорила, «хорошо устроившимися» были привилегированные люди, то есть причин для проведения революций у них не было. Поэтому участниками революций всегда были люди, определённые классом ниже, ограниченные в своих свободах. Они и составляли массу мирового революционного движения.

Кто такой революционер? Согласно «Толковому словарю»

С.И. Ожегова, «революционер – это участник революционного движения, революции или человек, который производит переворот, открывает новые пути к какой-нибудь области жизни, науки, производства».

Созданный в XIX веке в России «Катехизис революционера» Нечаева, Кропоткина и Бакунина, первая настольная книга революционеров в истории, даёт нам понятие «кодекса поведения» революционера. Катехи́зис(от греч. Κατήχησις — поучение, наставление) — наставление, книга, содержащая основные положения какого-либо учения. Обратимся к некоторым положениям катехизиса:

§1. Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью —революцией.

§2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него

— враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить.

§3. Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирной науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает

только одну науку, науку разрушения. Для этого и только для

этого, он изучает теперь механику, физику, химию, пожалуй

медицину. Для этого изучает он дённо и нощно живую науку людей,

характеров, положений и всех условий настоящего общественного

строя, во всех возможных слоях. Цель же одна — наискорейшее и

наивернейшее разрушение этого поганого строя.

§5. Революционер — человек обреченный. Беспощадный для

государства и вообще для всего сословно-образованного общества,

он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между революционерами и властью существует тайная или явная, но непрерывная и непримиримая война не на жизнь, а на смерть. Революционер каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки.

Че принадлежал к тому самому бурному мятежному поколению, которое было верно идеям марксизма.

Эрнесто Гевара стал идеальной фигурой в политике в тот период, когда он отдалился от правительства социалистической Кубы. Именно тогда мир увидел в нём истинного интернационалиста, бескорыстного борца, который не скомпрометировал себя связями с правительством и властью. В прощальном письме Ф. Кастро Команданте писал: «Я частично выполнил долг и отказываюсь от звания министра, от гражданства, не оставляя семьям имущества, и рад этому, потому что о них позаботится государство».

У молодёжи появился новый революционный образ борца-романтика – Че… Что случилось?... Эрнесто Гевара превратился в универсальный символ сопротивления и конформизма.

^ 1.2 Че Гевара – путь в революцию

История революций Латинской Америки представляет объект нашего интереса. Знаменитый революционер XIX века Боливар, освободивший ряд стран от рабства, испанского господства и подаривший материку образец республики, любил повторять: «Искусству побеждать учатся на поражениях». В XX веке знамя революционной борьбы латиноамериканцев было подхвачено молодым неустрашимым Эрнесто Че Геварой, который вместе с братьями Кастро стал лидером Кубинской революции. Обратимся к истории этой революции.

С конца 18-го века США стали для острова Куба «великим северным соседом»,1 а по сути полновластными хозяевами. В 1902 году Куба стала независимым государством, однако в её Конституцию под нажимом США была внесена статья – «поправка Платта», которая давала возможность США в любой момент ввести войска для контроля над экономикой и политикой Кубы (от собственности на сахарные заводы американцев до назначения президентов).

В 1933 г. в ходе революции был свергнут диктатор Мачадо («осёл с когтями»). Руководство армией захватил полковник Батиста, бывший ранее секретарем у генерального инспектора армии. Диктатор Батиста имел восхождение к власти Кубы дважды : сержант Батиста был произведён в полковники и президенты так же, как в Германии бывший ефрейтор Адольф Гитлер стал канцлером. Даже церковь, плантаторы и сахарозаводчики проявляли недовольства Батистой.

«Наш человек в Гаване», как называли его американцы, всё меньше устраивал и Вашингтон. Кубинское общество устало от беззакония, казнокрадства и произвола властей. И когда диктатор Батиста довёл общество до кризиса, то молодые патриоты братья Кастро провозгласили своим лозунгом «Свобода или смерть! ». Молодой юрист Кастро в 1952 году предъявил ему список обвинений с условным сроком на 64 года. В следующем, 1953 году, 165 человек под руководством Фиделя Кастро организовали штурм казарм Манкады.

Но штурм захлебнулся,так как правительственных войск было в 15 раз больше (за каждого убитого диктатор приказал расстрелять 10 пленных). Революционеров осудили, но Ф. Кастро показательно амнистировали в 1955 г. Через полгода он уехал искать союзников по Латинской Америке для проведения новой революции. 82 человека отправились на Кубу, купив за 15 тысяч яхту «Гранма», из Мексики. Среди них был аргентинский врач Эрнесто Гевара по прозвищу Че. Повстанцы были замечены в 40 км. до гор Сьерра – Маэстро. Против них выступили 1000 батистовцев. На Кубу добрались после боёв всего 22 революционера с 2 –мя автоматами. И это - против 30 тысяч регулярной армии!

Батиста объявил народу о гибели революционного отряда, надеясь подорвать веру в революцию. Ответом диктатору стал лозунг Ф. Кастро: «Воюем не против армии, а против Батисты!» Это была война против полицейско – политического режима. На Кубе росло «движение 26 июля» в память о первом штурме Манкады. Оно состояло из 62-х групп, действовавших в Карибском бассейне и странах Центральной Азии (собирали средства, оружие, разъясняли задачи). В движение входили и безработные, и крупные собственники… Особую роль в борьбе с диктатурой играли крестьяне. Без их поддержки Кастро не мог бы даже продержаться в горах. Повстанцы защищали крестьян от карателей, учили грамоте и лечили их самих и их детей и, самое главное, обещали после победы наделить их помещичьей землёй…

Гибкая тактика, исключавшая резкие антиамериканские выступления, усыпила бдительность США, которые предложили утвердить на Кубе третью силу – временное правительство.

Кубинская революция победила первого января 1959 год. Она носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. Была произведена национализация собственности компаний США, местной крупной и средней буржуазии, а также аграрная реформа, создан государственный сектор в сельском хозяйстве, объединены все силы страны, укреплена коммунистическая партия.

Родился Эрнесто Че Гевара де ла Серна 14 июня 1928 г. в аргентинском городе Росарио. Когда он стал знаменит, газеты писали о том, что он русский, выдающий себя за латиноамериканца. Однако он был аргентинцем: по отцовской линии – в двенадцатом поколении, по материнской линии - в восьмом. Даже его второе имя – Че – являлось дружеским прозвищем, полученным на Кубе и отражающим характерное присловье жителей Аргентины. Среди его предков – испанские завоеватели – конкистадоры, ирландские мятежники, аргентинские патриоты. По – видимому, Че унаследовал некоторые черты беспокойных прародителей: его влекло к дальним странствиям, опасным приключениям, новым идеям.

Мальчик с четырёх лет стал страстным любителем чтения. Он увлекался поэзией и живописью, сам неплохо рисовал акварелью. Ныне здравствующая няня Розарита вспоминает, что Че подростком бил фонари на улицах. Акция протеста была стихийным ответом на рост платы за электричество. Тогда результат не заставил себя ждать: цены на электроэнергию снизили. После окончания колледжа он считал себя наследником левых взглядов. Его кумиром был В.И Ленин. Став студентом, считал близкими по духу идеи Махатмы Ганди. Че активно выступал в политических диспутах, студенческих волнениях и хотя учился на тройки, очень много читал. В большой домашней библиотеке, бывшей в его распоряжении, наряду с классикой имелись книги по философии, искусству, истории, работы Ленина, Маркса, Кропоткина, Прудона, Бакунина. Гражданская война в Испании, Вторая Мировая война, активизация общественной жизни в Латинской Америке с юных лет волновали его, развили интерес Эрнесто к политике.

Молодой аргентинец привлекательной наружности, студент медицинского факультета вместе с другом отправились в путешествие по латинскому континенту: Чили, Перу, Колумбии, Венесуэле. Это произошло в начале 50-х годов. Их поездка длилась около 2-х лет, позади остались около 12 000 километров. Но главным итогом для Че стало переосмысление предназначения человека. «Важно служить людям», - в этом он признался своему товарищу по возвращении в Аргентину. Горе, нужда латиноамериканцев перевесили чашу весов - выбор для Эрнесто был не за учёбой, а за стойким убеждением лечить прокажённых. Эта идея так крепко овладела им, что Гевару не удержали даже два оставшихся месяца учёбы перед получением диплома доктора.

Отказавшись работать в аллергологической клинике, Че отправился в Венесуэлу работать в лепрозории, убежище для изоляции прокаженных, больных лепрой. Следующей остановкой для юноши стала Боливия, самая бедная страна в Латинской Америке, пережившая 179 переворотов! Молодого врача манила и Гватемала, где президент объявил о необходимости приватизировать национальные богатства, лишив контроля над ними США. О Геваре заговорили как о революционере. К нему всё чаще обращатьсяся с вопросами: «Вы читали «Новый Китай» Мао?», «Вы троцкист?».

Нужда и забитость народа, чёрствость и продажность верхов заставили Че задуматься о том, как помочь простым людям. Постепенно он приходит к выводу, что ни благотворительность, ни постепенные реформы под эгидой США не освободят народы Латинской Америки из тисков нищеты и бесправия. Уже тогда он решил, что есть только один выход – социальная революция, и в ней его место. Покидая с дипломом врача летом 1953 г. Аргентину, Эрнесто заявил родителям и друзьям: «С вами прощается солдат Америки».

Он познакомился с братьями Кастро, которые в Мехико собирали отряд против режима диктатора Батисты на Кубе и его тридцатитысячной армии. Че стал одним из 82-х участников Кубинской революции. ( До них левацкие группировки устраивали диверсии, похищали дипломатов, требовали выкуп или освобождение политзаключённых, методами партизанской войны пытались свергнуть военную диктатуру и избавиться от иностранного вмешательства в дела Кубы.)

Товарищи братьев Кастро и Че Гевары были спаянными, закалёнными в боях, дисциплинированными бойцами. Многие новички из крестьян в отряде страдали «детскими болезнями»:

- не привыкли есть один раз в день;

- отказывались от еды, если она была не вкусной;

- в вещмешках носили много лишних вещей, и если они натирали плечи, то в первую очередь выбрасывали еду, что в условиях партизанской войны было преступлением

Для Че, страдающего астмой, сырость, трудные подъёмы в горы, ночлеги на земле были сущим адом, грозившим смертью.А он безропотно носил с собой груз медикаментов и повсеместно на привалах немедленно начинал проводить медицинские консультации для населения: рано состарившихся больных беззубых женщин, детей с огромными рахитными животами, страдающими общим авитаминозом и паразитами. Че не мог поступать иначе, его идеалами с отрочества было Киплинговское «If», а тотемной фигурой – Дон Кихот.

Вдохновляющий и мятежный образ Че Гевары активно стал утверждаться в сознании народа. О нём слышали, его узнавали. Под этим воздействием в партизанские отряды стали вливаться и крестьяне, и рабочие. Люди объединялись под единым знаменем борьбы за свои права.

^ 1.3 Мировоззрение как основа основ.

Многоликий образ Латинской Америки составляют люди всех цветов и оттенков кожи и самого разного происхождения. «Мир белых» и «мир индейцев» долгое время были двумя непримиримо враждебными реальностями. Особенностями континента стали:

- возникший в рамках испанского колониального общества социальный институт, намного переживший это общество, - латифундизм как сращивание крупной земельной собственности и власти на местах. Он образовал прочный симбиоз с индейской общиной;

- тенденция подавления общностью личного начала, отрицательное отношение к индивидуальной инициативе, недоверие к нововведениям и стремление по возможности их избежать;

- установка на отказ использовать окружающую среду ради улучшения социально-экономических условий существования.

С первой особенностью, с латифундизмом связано такое явление как каудильизм ( исп. El caudillo – предводитель, вождь). Это выдвижение «сильной личности», подчиняющей себе окружающих её людей и пользующейся неограниченной властью в рамках любой общности – в вооружённом отряде, в партии, в том или ином районе или в государстве в целом. Очень часто в роли каудильо выступали латифундисты, и народ привык подчиняться такой власти от местного до общегосударственного уровня.

Именно поэтому поездка по Латинской Америке стала важным фактором в формировании личности Эрнесто Гевары. Он знакомился с государствами, изучал народы, выделял общие для всех проблемы. Че любил людей и хотел всем помочь.

Команданте умел убеждать, его слушали. Может быть, поэтому его приговорили к смерти «Приказом 700» президента Боливии, в соответствии с которым его следовало убить любым способом?!

Капитан Гарри Прадо, проводивший операцию по задержанию отряда Че в лесах Боливии, назвал Команданте «Дьяволом».Из разговора с ним Прадо вынес мнение, что «Гевара говорит как Христос». В Че была внутренняя сила, харизма ( в Латинской Америке до сих пор существует миф о роковом преследовании тех, кто оказался причастен к убийству Че).

Гевара победил свое тело, свою болезнь-астму он игнорировал, поднимаясь с партизанским отрядом высоко в горы, совершая многокилометровые переходы. Он не стыдился признаться в тех «истинах» социализма, которые другими признавались, как неопровержимые постулаты. Команданте признавался, что его голос не слышат. Став министром правительства, он призывал всех чиновников после рабочего дня работать на сахарном тростнике, чтобы в экономике был виден труд каждого. Он выступает за внедрение моральных стимулов в работе. Его дети не имели никаких льгот в питании, потому что он считал, что трудности касаются всех в равной степени. Эрнесто Гевара, получив высшее воинское звание – Команданте, отказался от обеспечения всеми благами своей семьи. Он понимает, что следуя по советскому пути развития, то есть социалистического централизованного планирования, Куба опять попадает в глубочайшую зависимость от очередной сильной руки (вместо США - СССР) и Че с этого момента отходит от русских. Он видит два пути выхода из такой ловушки: накопить внутренние ресурсы на самой Кубе засчет внедрения моральных стимулов в работе, а с другой стороны уйти из игры супердержав, в которой Куба для СССР была пешкой. Чтобы разрешить сомнения: «Почему социализм взращивает вождей – элиту и не может преодолеть раскол общества на привилегированных и остальных?» Гевара отказался от должности и отправился по миру искать более совершенные пути социальной справедливости. Че отделил причинные связи от того, что было последовательностью событий во времени (подготовка революции, ход революции, строительство нового общества, государства) и осмыслил исторический опыт. Теория, адекватно отражающая тогдашнюю действительность, была для Че важнейшей целью поиска, а не уже готовым фундаментом, каркасом, который следовало «обновить» новым революционным опытом. Да, на него никто «не давил», он делал открытия-выводы, может быть поэтому в нём себя узнают и марксисты, и анархисты, и социал-демократы? Размышляя и воплощая в жизнь свои идеи, Че неоднократно обращался к различным революционным течениям: и марксизму, и ленинизму, и троцкизму, и сталинизму, и анархизму. Но важно отметить, что Че не выбрал ни одну из существовавших тогда идеологий, он не придерживался какого-либо единого течения. Активно изучая и заимствуя идеи из различных ветвей мирового революционного движения, Че смог создать радикально новую теорию революционизма, идеи которой до сих пор ждут своего предметного изучения лучшими политологами мира.

Это влекло к нему вольнодумцев, но большинство партий отталкивали от себя Че. По признанию Майка Гонсалеса, профессора университета Глазго (Шотландия), Че был выразителем идей, надежд, того, что витало в воздухе в те годы как возможность, цель. Тревожные симптомы в вопросе о зарплате, росте безработицы, экономического благополучия небольших слоев, возрождающемся к началу 60-х расизме, первых гастарбайтеров Европы из стран третьего мира – все говорило об обуржуазивании рабочего класса и о конце иллюзий о справедливости. Студенты стали искать способы «взорвать» эту реальность, они перестали верить в рабочий класс, считали, что пролетариат уже стал частью общества потребления. После смерти Сталина в странах социалистической ориентации, как полагала молодежь, не было достаточной свободы, демократии. Восточная Европа не давала уже образца для подражания. В ней, как и на Западе, не было утопий. Многие лидеры социалистических государств стали правителями - бюрократами. Че не скомпрометировал себя ничем. Он оставался бескорыстным борцом – интернационалистом. И стал идеальной фигурой в политике.

Что есть мировоззрение? Это комплексное понятие, включающее в себя и миропонимание, и мировосприятие, и миросозерцание. Мировоззрение выражает идеалы, целостное представление об обществе, человеке. Оно всегда исторично, в нём проявляются черты времени, оно связано с основными проблемами эпохи. Сострадание к забитым, униженным народам континента открывали для Че смысл его деятельности.

Д.И. Писарев заметил, что «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке: убеждения каждая личность формирует сама…». Вера, доверие, верность, уверенность, духовная свобода - это определённая характеристика психологического мира человека, характеристика его отношения к другим людям.

Если знаменитый французский философ Сартр назвал Эрнесто Гевару «самым совершенным человеком XX века» наш интерес в исследовании феномена популярности Че – это изучение системы его ценностей как личности.

Характеристика революционного лидера Кубы полностью дается в учении Эриха Фрома о человеке будущего, в учении американского философа-романтика Ральфа Эмерсона: «Человек - это дух, органом которого является физическое тело, и говоря об уважении к человеку, мы уважаем не тело, а его дух, потому что, если бы он целиком проявился в действиях человека, нам пришлось бы только стать перед ним на колени». Существование есть исполнение, реализация извне заданных смыслов, чужих программ, которые человек исполняет. Бытие же руководствуется сознательным человеческим смыслом.

Выводы

Революционер – это радикал, изменяющий активными действиями существующий мир. Как говорил сам Че,«революция не отказывает никому в желании изменить мир и своё поведение».1

Поездка по Латинской Америке сформировала мужчину-бойца, который пришёл к выводу: «Силён не тот, кто побеждает другую силу, а тот, кто заботится о слабости».

Все факты биографии Че Гевары подтверждают, что человек – творец своей судьбы. Будучи простым жителем Латинской Америки, Эрнесто нашёл в себе неимоверное желание и силы посвятить собственную жизнь борьбе за свободу народов континента. Став новым каудильо для латиноамериканцев, Че, обладавший огромной харизмой, смог охватить своими идеями освобождения колоссальные массы народа.

В мире в 60-е годы XX века появился новый революционный образ борца-романтика – Че Гевара. Что случилось?... Эрнесто Гевара превратился в универсальный символ сопротивления и конформизма.

Французский философ Сартр назвал Эрнесто Че Гевару

«самым совершенным человеком XX века», и по сей день с ним соглашаются миллионы жителей Латинской Америки.

Каким представляется нам Команданте?

На государственном посту ему характерны:

- бескомпромиссность;

- неприятие льгот и привилегий;

- противостояние бюрократизму;

- антириторика;

- жизнь по карточкам.

Как лидеру ему свойственны:

- сплав самоиронии;

- прямота;

- антириторика;

- милосердие;

- авантюризм;

- внутреннее напряжение и готовность к самопожертвованию.

Глава 2

Феномен популярности образа Команданте Че. Последний романтик революции.

^ 2.1.Методы исследования и их описание

Исследование моей работы заключается в проведении анкетирования учащихся и сотрудников НОУ СОШ «Росинка» с целью изучения их знания и отношения к Че Геваре. Областью исследования является история и обществознание. Объектом исследования – личность Команданте. При проведении исследования были поставлены задачи:


  1. Провести анализ литературы по нашей теме.

  2. Провести опрос (анкетирование) среди учащихся и работников школы.

  3. Провести анализ полученной информации на основе которой и будут сделаны выводы.

  4. Создать сценарий проведения «Круглого стола» по данной теме среди учащихся нашей школы

Также существовали методы и методики которые мы использовали:

1. Эмпирические методы:

- анкетирование (ответы на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты)

2. Теоретические методы:

- анализ литературных источников (изучение литературных источников по теме)

- анализ анкетных данных

- обобщение полученных данных (сравнение, определение понятий и обобщение)

Последовательность действий в ходе исследования:

1. Анкетирование учащихся и работников школы

2. Анализ анкетных данных

3. Анализ литературных источников

4. Обобщение полученных данных

5. Апробация результатов исследования (подтверждение или опровержение гипотезы)

Как было указано выше, основной метод исследования, выбранный мной, - анкетирование. Респондентам было задано 11 вопросов, среди которых были как открытые, так и закрытые вопросы.

Я не преследовала цели узнать у учащихся школы, как много они знают о Че Геваре, поэтому мной и моим научным руководителем был составлен ряд вопросов, на которых могли ответить и самые младшие респонденты – ученики 6-го класса.

Как известно, в открытом и закрытом вопросах социолог и респондент могут работать в различных аспектах. В закрытых вопросах этот достаточно узкий аспект устанавливается набором альтернатив. В открытом вопросе респонденту дается возможность выбрать свой аспект для ответа. Для того, чтобы респондент «не терялся» во время ответа на открытый вопрос, мы старались сформулировать его строго в тех аспектах, которые заданы в закрытом вопросе, т.е. не предлагать открытый вопрос в общем виде. И хотя мы в некоторой степени попытались структурировать сознание респондента, чтобы ему легче было ответить на поставленный вопрос, мы не забыли оставить ему большое поле для самостоятельности и свободного выражения мнения.

^ 2.2. Описание и анализ результатов исследования

Ключевой метод исследования, выбранный нами, - анкетирование. Нами было заданно 11 вопросов, среди которых 7 открытых и 4 закрытых вопроса.

В закрытых вопросах мы указывали наибольшее возможное количество ответов (от одного до трёх, в зависимости от вопроса). Для семи открытых вопросов респондент отвечал «да» или «нет», в вопросе 1 учащийся формулировал ответ, исходя исключительно из своих знаний. Вопрос 10 можно назвать «игрой ассоциаций», где мы интересовались ассоциациями, возникающими у респондентов в соответствии с поставленным вопросом.

Всего в анкетировании участвовали 30 учеников, учащиеся 6 – 11 классов.

Перейдём к результатам, полученными нами в ходе анкетирования учащихся нашей школы.

Вопрос 1 звучал так: что вы знаете о Че Геваре? Вопрос, на первый взгляд, кажется довольно простым, но каждый респондент ответил на него по-своему.

Ответы распределись следующим образом (в порядке убывания):


  1. Революционер

  2. Главарь Кубы

  3. Испанский полководец

  4. Гора в Америке

  5. Название ресторана

  6. Ненастоящее имя

  7. Симпатичный молодой человек

  8. Не знаю

Выводы: анкетирование показало, что большинство учащихся нашей школы знают о Че Геваре, что хорошо. Однако также прояснилось, что знания о нём не так уж велики, потребность в получение информации о Че присутсвует.

Второй вопрос был задан таким образом: видели ли Вы Че в рекламе СМИ? На этот вопрос респонденты отвечали «да» или «нет». Это один из ключевых вопросов анкеты, поэтому ему было уделено особенное внимание.

Результаты ответа на данный вопрос отображены с помощью диаграммы ниже:

Диаграмма 1

Выводы: как выяснилось, большая часть наших респондентов видели Команданте в рекламе СМИ. Мы не просили конкретно указывать, в каком именно виде рекламы. Я думаю, что наш вопрос более правильный, чем если бы мы спросили «в каком виде рекламы вы видели Че?», потому что зачастую происходит так, что трудно вспомнить, где произошло знакомство с личностью.

Вопрос 3: Внушает ли Вам реклама образ здорового духом и телом человека? В этом вопросе мы хотели выяснить, какова сила влияния рекламируемого образа.


Нами были получены следующие результаты:

Диаграмма 2

Выводы: как видно из диаграммы, процент ответа «нет» имеет совсем небольшой перевес над процентом ответа «да». По подсчётам эта разница составляет 1 ответ, но именно он и сыграл решающую роль.

Такие результаты говорят о том, что у наших учащихся нет какого-либо общего мнения, они не смогли окончательно сформировать своего точного мнения по этому вопросу. Я считаю, что это следствие того, что наши респонденты не обладают достаточным количеством знаний о Че Геваре. Также превосходство ответа «нет» говорит о том, что влияние рекламы не так велико, как мы опасались. Это имеет свои положительные стороны.

Вопрос 4 был сформулирован нами следующим образом: Знаете ли Вы, как выглядел Команданте? С помощью этого вопроса мы хотели понять, знакомы ли учащиеся нашей школы с образом Че Гевары?

Вот какие результаты мы получили:

Диаграмма 3

Выводы: большинство учащихся нашей школы знают, как выглядел Команданте. Это значит, что с его изображением они сталкивались прежде.

Однако нами был зафиксирован единичный случай. При ответе на этот вопрос, один респондент написал в графе ответа «кто это?». То есть кое-кто не знает, что Че Гевару называли Команданте.

Вопрос 5 был задан так: есть ли у Вас или у Ваших друзей, одноклассников вещи с портретом-логотипом Че? Изображение Эрнесто на товарах разного рода очень популярно в настоящее время, поэтому мы решили выяснить распространяется ли волна этой моды на нашу школу.

Обратимся к диаграмме, отображающей полученные результаты:

Диаграмма 4

Выводы: уместно сказать, что и у учащихся нашей школы, их друзей, одноклассников есть вещи с портретом Че Гевары. Наша школа не оказалась вне волны популярности изображения Команданте на товарах.

Если бы данный вопрос был задан мне, то я, как и большинство респондентов, ответила бы «да», так как обладаю довольно большим количеством вещей с изображением Че, начиная с мелких канцтоваров и заканчивая различными предметами гардероба. Думаю, что если бы я задала вопрос «какие именно предметы с изображением Че есть у Вас, Ваших друзей, одноклассников?», то наверняка получила бы ответы, похожие на мой.

В
опрос 6 звучал так: привлекательно ли для Вас следующее сочетание цветов: красный, белый, чёрный?
Мы подразумевали прокатившееся по миру 15 октября 1967 года фото Команданте, сделанное Корде в этих трёх цветах:

рис. Портрет-логотип Эрнесто Че Гевары

Как видно по рисунку, портрет включает в себя 3 основных цвета: красный, белый и чёрный. Цель, которую мы преследовали, задавая этот вопрос, - изучить отношение наших учащихся к данному сочетанию цветов.

Результаты отображены с помощью диаграммы ниже:

Диаграмма 5

Выводы: большинство респондентов дали положительный ответ на поставленный нами вопрос, то есть они считают данное сочетание цветов привлекательным. Этот процент респондентов попадает под влияние рекламы, в которой использованы эти три цвета. Делая ставки на популярность такого сочетания цветов, маркетологи и креативные директора компаний точно не проигрывают, а результаты нашего исследования по этому вопросу только подтверждают этот факт.

Вопрос 7: Кем был Эрнесто Че Гевара?

Казалось бы, что вопрос довольно простой, тем более, что на него даны варианты ответов. Мы попытались, как бы запутать наших респондентов, предлагая им 7 различных вариантов деятельности Команданте.

Учащиеся могли выбрать не более двух ответов. Вот какие результаты мы получили:

Гистограмма 1

Предложенные варианты ответов: а) революционер, б) реформатор, в) военный, г) доктор, д) революционер-романтик, е) путешественник, ж) оратор

Выводы: Большинство учащихся нашей школы считают, что Че был революционером. Второй по популярности ответ – военный. С первым утверждением трудно не согласиться, а вот второе явно требует объяснения. На самом деле вариант ответа «военный» и был одной из наших так называемых «ловушек», которую респонденты, как выяснилось, не почувствовали.

^

Перед тем, как перейти к вопросу 8, нам следует обратиться к стихотворению Редьярда Киплинга «If»:

If you can keep your head when all about you

Are losing theirs and blaming it on you,

If you can trust yourself when all men doubt you,

But make allowance for their doubting too;

If you can wait and not be tired by waiting,

Or being lied about, don't deal in lies,

Or being hated, don't give way to hating,

And yet don't look too good, nor talk too wise:

If you can dream -- and not make dreams your master;

If you can think -- and not make thoughts your aim;

If you can meet with Triumph and Disaster

And treat those two impostors just the same;

If you can bear to hear the truth you've spoken

Twisted by knaves to make a trap for fools,

Or watch the things you gave your life to, broken,

And stoop and build'em up with worn-out tools:

If you can make one heap of all your winnings

And risk it on one turn of pitch-and-toss,

And lose, and start again at your beginnings

And never breathe a word about your loss;

If you can force your heart and nerve and sinew

To serve your turn long after they are gone,

And so hold on when there is nothing in you

Except the Will which says to them: "Hold on!"

If you can talk with crowds and keep your virtue,

Or walk with Kings -- nor lose the common touch,

If neither foes nor loving friends can hurt you,

If all men count with you, but none too much;

If you can fill the unforgiving minute

With sixty seconds' worth of distance run,

Yours is the Earth and everything that's in it,

And -- which is more -- you'll be a Man, my son!

^

Если... (Перевод С.МАРШАКА)


О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь,

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и в несчастье,

Которым, в сущности, цена одна,

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

И, потерпев крушенье, можешь снова -

Без прежних сил - возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало

Тебе привычным, выложить на стол,

Все проиграть и вновь начать сначала,

Не пожалев того, что приобрел,

И если можешь сердце, нервы, жилы

Так завести, чтобы вперед нестись,

Когда с годами изменяют силы

И только воля говорит: "Держись!" -

И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, -

Земля - твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты - человек!

Это творение Редьярда Киплинга было одним из самых любимых литературных произведений Че Гевары. Как он сам говорил, таких произведение было всего два: Дон Кихот и стихотворение «Если».

Прочитав эти строки впервые, Эрнесто, будучи ещё ребёнком, был очень впечатлён. В течение жизни он не раз возвращался к этому тексту. По его словам, в строках Киплинга он увидел те черты человека, которыми сам хотел обладать, которые он ценил в людях.

Что же нашёл Че у Киплинга? В это мы и попытались разобраться.

С самых первых строк мы наблюдаем «зашифрованные» качества людей:

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг, …

Такие слова могут говорить нам о целеустремлённости, полной отдаче делу.

«И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и в несчастье,… »

Здесь говорится об умении контролировать свои эмоции и чувства, а значит о хладнокровии, а также о выносливости.

«И, потерпев крушенье, можешь снова -

Без прежних сил - возобновить свой труд, … »

В этих строках, мне кажется, Киплинг говорит о трудолюбии и, как и в первых строках, о целеустремлённости.

«И если ты способен все, что стало

Тебе привычным, выложить на стол,

Все проиграть и вновь начать сначала,

Не пожалев того, что приобрел, … »

Думаю, что подобными словами можно описать такое понятие, как бескорыстие.

«И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить, … »

Я убеждена, что в этом фрагменте Редьярд Киплинг в некоторой мере говорит о любви к своему народу, о необходимости везде и всегда быть самим собой, уважать мнение других.

На основании этого стихотворения нами был задан вопрос 8: Что Че ценил в людях из своего окружения? Респонденты могли выбрать не более трёх ответов. Варианты ответов отражают наиболее значимые качества человека-борца, о которых говорил Редьярд Киплинг. Также нами были добавлены ещё несколько возможных вариантов ответа, чтобы чётче увидеть, что знают наши учащиеся и системе ценностей Че Гевары.


Вот какие результаты были получены:

Гистограмма 2

Респондентам было представлено на выбор 9 вариантов ответа: а) бескорыстие, б) выносливость, в) полная отдача общему делу, г) жестокость, д) способность к сопереживанию, е) любовь к своему народу, ж) трудолюбие, з) храбрость, и) целеустремлённость.

Выводы: как показали результаты анкетирования, учащиеся нашей школы считают, что больше всего Че ценил в людях полную отдачу общему делу, целеустремлённость и храбрость. Признаться, но подобные результаты меня немного удивили. Безусловно, самые популярные ответы тоже считаются правильными, но лично я ответила бы на этот вопрос так: Че больше всего ценил выносливость, целеустремлённость и любовь к своему народу.

Вопрос 9 звучал так: с каким видом рекламы Вы сталкиваетесь чаще всего? Мы хотели узнать влиянию какого рода рекламы подвержены наши учащиеся более всего

Результаты ответов на этот вопрос отображены с помощью гистограммы ниже:

Гистограмма 3

Вот такие варианты ответов были предложены респондентам: а) реклама по телевидению, б)реклама по радио, в) реклама в газетах, журналах или в другом виде общественной литературы, г) реклама на улицах (объявления, плакаты и т.п.)

Выводы: выяснилось, чаще всего наши респонденты сталкиваются с рекламой по телевидению, затем второй по популярности ответ – реклама на улицах. Мы ожидали таких результатов, наши ожидания подтвердились.

Вопрос 10 был задан так: назовите первую ассоциацию, появляющуюся у Вас с именем Че Гевары. Это и есть та игра ассоциаций, о которой я говорила выше.

Спектр ответов на этот вопрос оказался крайне велик и превзошёл все наши ожидания. Среди ответов оказались варианты «чёрно-бело-красное лицо в кепке», «берет со звёздочкой», «мелодия песни», «революция», «честность и справедливость», «война», «Латинская Америка», «реформатор», «Турция», «Куба», «красный цвет», «красная рубашка» и даже «наркотики».

Выводы: как оказалось, ассоциации, возникающие у наших учащихся с именем Че, абсолютно разные. Несколько раз наблюдались примерные совпадения в таких вариантах ответа, как «чёрно-бело-красные цвета», «берет со звёздочкой» и «Куба». Самым оригинальным, на мой взгляд, оказался ответ «наркотики». Когда я спрашивала респондента, почему он написал именно эту ассоциацию, он так и не нашёлся, что мне ответить.

Последний, 11-ый вопрос был сформулирован следующим образом: что было делом жизни Че? Респонденты могли выбрать не более двух ответов.

Гистограмма 4

В этом вопросе учащиеся руководствовались только личными знаниями о Че Геваре или же интуитивно соглашались с предложенными вариантами ответов. Нами была поставлена цель выяснить, насколько хорошо учащиеся нашей школы знакомы с деятельностью Че Гевары. Полученные результаты отображены с помощью гистограммы ниже:

Такие варианты ответов были предложены: а) проведение ряда революций в странах Латинской Америки, б) написание книги «Азбука революционера», в) путешествие по странам Латинской Америки, г) лечение прокажённых, д) заработок личного капитала для его последователей, е) путешествие по разным странам мира с целью получения знаний о разных революционных течениях.

Выводы: большинство наших респондентом считают, что делом жизни Че было проведение ряда революций в странах Латинской Америки. Кроме этого популярными оказались варианты ответов б) написание книги «Азбука революционера»и е) путешествие по разным странам с целью получения знаний о разных революционных течениях.

Трудно сомневаться в правильности этих ответов, ведь каждый вариант, исключая только д) заработок личного капитала для его последователей, по-своему верный. А вариант ответа д) в этом случае был ещё одной «ловушкой» для наших респондентов. Исторически известно, что Че никогда не стремился заработать капитал для его последователей. Он вообще не был собственником и ценил бескорыстие.

^ 2.3. Описание продукта исследования. Сценарий «Круглого Стола», направленного на пополнение знаний учащихся по данной теме

Как указано выше, продуктом исследования является проведение «Круглого Стола» среди учащихся 6-го и 11-го класса нашей школы по данной теме.

По времени «Круглый Стол» рассчитан на 40-45 минут, то есть его длительность такая же, как и у обычных уроков в нашей школе.

Всё время проведения «Круглого стола» записывается на видеокамеру поэтому продукт исследования может быть представлен в форме видео-отчёта.

Данное мероприятие состоит из 3-х частей:


  1. Устное выступление автора проекта (т.е. меня) с сопровождающей презентацией, созданной в программе Power Point (не более 10 минут)

  2. Дискуссия по данной теме среди участников «Круглого Стола» (около 20-25 минут)

  3. Предоставление слова экспертному совету, состоящему из учителей, специально приглашённых на данное мероприятие (не более 10 минут)

В своём устном выступлении я освещу тему проекта, попытаюсь, что называется, «задать тон» всему мероприятию. С помощью слайдов, которые будут отображаться на экране, я обеспечу зрительный ряд информации для тщательного усвоения материала. Я думаю, это поможет им лучше воспринять информацию, которую я подготовила для них.

По окончании моего выступления я с радостью выслушаю вопросы аудитории и отвечу на них. Мой черёд задавать вопросы станет неким «толчком» к началу дискуссии.

Как организатор этого мероприятия, я безусловно беру на себя роль ведущего. Это распространяется и на время обсуждения. Моя задача – поддерживать созданную дискуссию, давать возможность каждому высказаться. Для этого важно внимательно следить за ходом беседы, вовремя задавать проблемные вопросы, чтобы обсуждение продолжалось.

Когда истечёт время обсуждения, я вновь возьму слово и подведу итог нашей дискуссии среди учащихся. Затем мне бы очень хотелось услышать мнение экспертного совета, состоящего из учителей нашей школы, и узнать, что они думают о данной теме.

Перед самым завершением, я ознакомлю аудиторию со списком информационных источников (книги, видеоматериалы), которыми они могут воспользоваться, если их заинтересовало моё выступление и они хотят узнать больше о Команданте Че.

И наконец, я поблагодарю всех участников и наблюдателей «Круглого Стола» за внимание, после чего его можно считать завершённым.

Выводы

Как показали результаты проведённого нами анкетирования, уровень знаний наших учащихся о Че Геваре не так высок. Большинство полученных ответов были именно такими, как мы и предполагали, опираясь на то, что прежде в нашей школе учащиеся не получали дополнительных знаний о личности и деятельности Че.

Подвергаясь влиянию современного пиара, в которой он задействован, наши учащиеся не идентифицируют в сознании личность революционера-романтика с распространённым логотипом в рекламе.

Также, как выяснилось, наша школа безоговорочно попадает под волну популярности изображения Эрнесто Гевары на различных предметах. Учащиеся нашей школы, обладая товарами с портретом-логотипом Че, не знакомы с его революционной деятельностью и другими не менее важными фактами биографии, которые и сформировали «культ Гевары», существующий в наше время.

Эрнесто Че Гевара – революционер-романтик, для которого важны высокие чувства, пафос личной и гражданской независимости. Он испытал мучительный разлад между идеалами и социальной действительностью, наступило разочарование в социализме как системе социальной справедливости.

Вся жизнь Че Гевары пропитана борьбой: с самим собой, с обществом, с человеческой тупостью и предательством.

Личность Че Гевары стала иконографией, что не отображает действительности. Этот стереотип в общественном сознании уничтожает привлекательность человеческих ценностей революционера.

Реклама в целях получения прибыли выдаёт желаемое за действительность, забывая о нравственных ценностях личности, используемой ею.

В связи с этим мной был разработан сценарий так называемого «Круглого Стола», направленного на информирование учащихся нашей школы по данной теме, с целью презентовать им наработанный материал и провести дискуссию, где, по желанию, каждому участнику этого мероприятия будет дана возможность высказаться.

Заключение

Данная работа посвящена исследованию культа Команданте Че Гевары в современное время. Его безграничная популярность не сложилась просто так, она имеет под собой колоссальную основу. Немало важную роль играет деятельность Че как революционера. Вряд ли Эрнесто был бы так «культивирован», появись он в какой-нибудь другой части света, а не в Латинской Америке. В те времена в Латинской Америке не было никого, кто бы мог объединить народ под единым знаменем, сподвигнуть латиноамериканцев бороться за свои права. Че Гевара стал как бы «глотком свежего воздуха» для задыхающихся под гнётом колониализма жителей Кубы и задыхающимся в диктаторском режиме Батисты жителей Латинской Америки. Возможно, что этим «освободителем» мог бы стать некто иной, а не Эрнесто Гевара. Просто Че очень хорошо понимал все тонкости коллективного сознания, помимо этого, его поездка по странам Латинской Америки вместе с близким другом Альберто дала ему огромное количество знаний об индивидуальности каждой страны.

По прошествии 30 лет Че стал символом революции, эталоном молодёжи. Его портреты встречаются всюду, а чёрно-бело-красное изображение Команданте, сделанное Корде, - одна из самых известных фоторабот в истории человечества. Наряду с ней стоят такие известные изображения, как портрет Мерилин Монро в стиле поп-арт, сделанный фотографом Энди Уорхолом, или Бенджамин Франклин, изображённый на стодолларовой купюре.

Проблема заключается в том, что большинство людей, приобретая товары, на которых изображён Че, даже не догадываются, какое значение он имеет в истории для стран Латинской Америки. Там миллионы людей до сих пор покланяются Эрнесто, считая его своим единственным освободителем. Однако множество политологов со всего мира до сих пор бурно обсуждают деятельность Че Гевары, а именно неоднозначный спор завязан вокруг последствий его «освободительной миссии». Как показывают события настоящего времени, страны Латинской Америки находятся в экономическом кризисе, уровень жизни в них крайне низок, высокая смертность. Многие считают это последствиями деятельности Эрнесто Гевары. Но ведь странность заключается в том, что в Латинской Америке Гевару поминают добрым словом в большинстве случаев! Волна патриотизма, идея освобождения от влияния США до сих пор живут в сознании латиноамериканцев.

Наше исследование заключалось в том, чтобы выяснить, насколько хорошо наши учащиеся знакомы с личностью и деятельностью Че, узнать, подвержены ли они мировой моде на изображение Че на товарах. Как показали результаты исследования, учащиеся нашей школы плохо знакомы с этой информацией. При ответе на вопросы они оперировали знаниями, полученными из различного рода рекламы, а, как известно, подобная информация очень сильно искажена.

Таким образом, изучив требующуюся литературу и проведя анкетирование среди учащихся нашей школы, мы убедились, что Че Гевара как личность является отличным от того, в кого его превратил за последние 30 лет рекламный бизнес.

Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным, так как волна популярности Че Гевары до сих пор не прошла. «Круглый стол», который будет проведён мной среди учащихся нашей школы, с целью информировать их по данной теме, даст возможность им высказаться, а мне - узнать больше о том, что думают они. Я постараюсь максимально просто презентовать учащимся наработанный материал, попробую заинтересовать их.

Список источников информации


  1. Гевара Э. Азбука революционера М.,2007, c.526

  2. Гевара Э. Дневник мотоциклиста М., 2007, c.177

  3. Гуревич П. С. Основы философии. Учебное пособие. М., «Гардарики», 2002, c.251

4.Загладин Н. В. Мировое политическое развитие: век XX. Учебное пособие. М., «Аспект Пресс», 1994, c.297

5.Кондратьева Т. С.Что такое глобализация? М., 2001, c.62

6.Кормье Жан. Че Гевара - спутник Революции. М.,АСТ Астрель, 2004 г., с.144.

7.Кривогуз И. М. Мир в XX веке масштабы и направления перемен. М.,2001., c.313

8.Нечаев С. Катехизис революционера М., 1996, c.59.

9.Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1.,М., «Аванта +», 1997, c.419.

Приложение 1

Анкета

Уважаемые учащиеся школы!

В данное время мной проводится работа над межпредметным проектом. В это работу включается проведение исследования в формате анкетирования, которое представлено перед вами.

Я прошу Вас ответить на ряд вопросов, представленных ниже так, как вы считаете нужным. Каждый Ваш ответ будет мной учтён, и, поверьте, очень поможет мне в работе.

Заранее благодарю Вас за уделённое внимание моей анкете.

1.Что Вы знаете о Че Геваре?

__________________________________________________________

2.Видели ли Вы его в рекламе СМИ?

__________________________________________________________

3.Внушает ли Вам реклама образ здорового духом и телом человека?

__________________________________________________________

4.Знаете ли Вы, как выглядел Команданте?

__________________________________________________________

5.Есть ли у Вас или у Ваших друзей, одноклассников вещи с портретом-логотипом Че?

________________________________________________________

6.Привлекательно ли для Вас следующее сочетание цветов:красный, белый, чёрный?

__________________________________________________________

^ 7.Кем был Эрнесто Че Гевара?(выберите не более двух ответов)

а)революционер

б)реформатор

в)военный

г)доктор

д)революционер-романтик

е)путешественник

ж)оратор

^ 8.Что Че ценил в людях из своего окружения?(выберите не более трёх ответов)

а)бескорыстие

б)выносливость

в)полная отдача общему делу

г)жестокость

д)способность к сопереживанию

е)любовь к своему народу

ж)трудолюбие

з)храбрость

и)целеустремлённость

^ 9.С каким видом рекламы Вы сталкиваетесь чаще всего?(выберите один ответ)

а)реклама по телевидению

б)реклама по радио

в)реклама в газетах, журналах или в другом виде общественной литературы

г)реклама на улицах (объявления, плакаты и т.п.)

^ 10.Назовите первую ассоциацию, появляющуюся у Вас с именем Че Гевары

__________________________________________________________

11. Что было делом жизни Че?(выберите не более двух ответов)

а)проведение ряда революций в странах Латинской Америки

б)написание книги «Азбука революционера»

в)путешествие по странам Латинской Америки

г)лечение прокажённых

д)заработок личного капитала для его последователей

е)путешествие по разным странам мира с целью получения знаний о разных революционных течениях

^ Личные данные

Имя

_________________

Фамилия

_________________

Класс

_________________

Возраст

_________________

Благодарю вас за предоставленные ответы!

Приложение 2

Причина популярности образа Че в рекламе

Почему привлекателен образ Че? Что заставляет людей делать выбор в его пользу во время приобретения каких-либо товаров, на которых он изображён?

Рассмотрим этот вопрос с точки зрения обычного потребителя, а именно такого, кто не знает о его революционной деятельности или же знает, но совсем немного, руководствуясь обыденной цепочкой фактов о Команданте: «Че – Латинская Америка – партизанская война – Фидель Кастро – любовь народа – революция – трагическая смерть.» Согласитесь, что вряд ли во время покупки тетрадки или пенала, потребитель задумывается о значимости деятельности Че для латиноамериканского народа и истории человечества. Покупателю чаще всего и не интересно это знать.

Реклама – двигатель прогресса, лидирующая область инвестирования в XXI веке. Астрономические суммы денег, которые замешаны в рекламе в настоящее время, сложно воспринимать: такое количество разрядов чисел редко где встретишь. В свою очередь, реклама – это первое, что должно произвести впечатление на потребителя, так сказать, «подцепить» его. Казалось бы, что главное – это качество продукта, но, как наблюдается в последнее время, «красивая обёртка» куда больше волнует покупателя при осуществлении выбора.

Здесь роль играет эстетическая значимость товара. Куда приятнее, к примеру, лицезреть красивую глянцевую банку с логотипом компании, чем вертеть в руках кусок полуобработанной жести.

Маркетологи и креативные директора компаний делают ставку во время разработки рекламы на зрительное восприятие выпускаемого продукта у потенциального потребителя. Как известно, «спрос рождает предложение». Но чтобы появился спрос, нужно вызвать интерес у покупателей, сделать так, чтобы они отдавали предпочтение именно продукту этой компании, а не какой-либо другой.

Рекламный бизнес уже давно выбрал своих «героев». На «доске почёта» можно обнаружить Санта-Клауса, наиболее популярных животных, образ красивой женщины и так далее. Но обязательно среди этих «гигантов» рекламы будет Че Гевара.

За последние 60 лет произошла коммерциализация образа Команданте необъятных размеров. Его изображения встречаются всюду: на одежде, на канцтоварах, на рекламных плакатах, в рекламе через СМИ.

Обратимся к самой известной фотографии Че – чёрно-бело-красный портрет Команданте в берете со звёздочкой. Эту фотографию, прокатившуюся по миру 15 октября 1967 года, неоднократно переиначивали, но всё равно основными цветами оставались красный, белый и чёрный. И это не случайно. Такой набор цветов ярко бросается в глаза, заставляет обратить на себя внимание. Кстати, фото Корде, ставшее символом, очень не нравилось дочери Че Гевары.

Перейдём к популярности образа. Самая важная причина его популярности в рекламе объясняется тем, что природа не обделила Че внешностью: нормальное телосложение, чёрные волосы, выразительные черты лица, и его самое выигрышное – взгляд. Не просто же так Че называют революционером-романтиком? Люди интуитивно реагируют на объект, вызывающий их личное внутреннее одобрение.

Невозможно оставить без внимания его революционную деятельность, элементы которой тоже задействованы в рекламе. Тут делаются ставки на то, что потребитель знает, что Че – революционер, но не более того. Рекламному бизнесу этого достаточно, им важна простота и доступность используемого ими персонажа. Именно поэтому зачастую можно улавливать «революционные» нотки в лозунгах рекламы, в которой задействован Че. К примеру: «Даёшь дорогу скидкам!» или «У нас всё честно: сначала товар, а позже оплата!». Заманчивые предложения увлекают потребителя, он заранее, ещё не зная, что будет приобретать, ведётся на рекламу. Но если же реклама смогла завлечь покупателя, значит свою работу она сделала, то есть все цели, поставленные креативными директорами компаний, выполнены. Это и есть весь смысл использования Команданте в современной рекламе.

Но интересно также и следующее: одинаково ли мужчины и женщины воспринимают Че Гевару в рекламе? Что привлекательно для каждого представителя пола?

Думаю, что в данном случае легче охарактеризовать привлекательность Че в рекламе с точки зрения женщины. Молодой человек привлекательной наружности с выразительными чертами лица красуется, к примеру, на тетрадке. Представительницу прекрасного пола заинтересовывает сей образ, ей приятно снова и снова смотреть на Эрнесто. И тут совершенно неважно, знает ли она о его значении в истории, его политике, жизни. Уверена, что, вы как и я, согласитесь, что подобные знания ей совсем не пригодятся. Поразмышляем, с чего бы ей вдруг интересоваться характером и внутренним миром персонажа, изображённого на предметах, которые выполняют вполне обыденные функции и которыми она наверняка часто пользуется? Если ей не движет личный интерес к биографическим фактам Команданте, то мы врядли застанем её читающей какое-нибудь историческое пособие о Че.

Почему же сильную половину человечества тоже «подцепляет» использование Че Гевары в рекламе? Я убеждена, что это связано с таким понятием как лидерство, которое близко мужчинам по их природному началу. Яркий пример самообладания, единства духа, власти, влияния, умеренной агрессии, желания сражаться – всё это отображено в портрете Эрнесто. Думаю, что все вышеперечисленные характеристики имеют своё весомое значение, именно они способны «сподвигнуть» представителей сильного пола отдать предпочтение товарам, на которых изображён всемирно известный портрет-логотип Че.

Однако есть общая причина популярности Команданте в рекламе для обоих полов – цвета. Красный, чёрный и белый – одно из самых выигрышных сочетаний, которое трудно не заметить. Одно из правил рекламы гласит, что в логотипах желательно избегать многоцветия, если это только продиктовано спецификой бизнеса. Тому есть множество причин. Во-первых, чем больше цветов, тем сложнее добиться равновесия и гармонии. Во-вторых, слишком пёстрый логотип хуже запоминается и может выглядеть раздражающе. Количество цветов в логотипе обычно не превышает трёх. Белый и чёрный цвета обладают лучше сочетаемостью, чем остальные. Выбор конкретных цветов в большинстве случаев отнюдь не является случайным и определяется направлением деятельности компании. Следует также учитывать психологическое значение различных цветов.

^ Красный цвет из всех цветов чаще всего называется в качестве любимого цвета. В виде окиси железа (красный глинистый железняк) он был спутником человека на всем его пути, начиная с доисторического времени, и применялся в пещерном искусстве ледникового периода. Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Из всех цветов, которые могут быть использованы в логотипе, красный имеет самое сильное действие на психику потребителя.

^ Черный цвет — это отрицание земного тщеславия и великолепия, цвет священнической одежды и соответственно символ консервативных взглядов. В логотипах черный цвет выглядит исключительно солидно, надежно и торжественно. Ввиду того, что черный цвет отлично сочетается с большинством других цветов, дизайнеры часто используют его для двухцветных знаков и логотипов. В наше время черный цвет является также очень модным. Белый цвет — прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священство, спасение, духовная власть. В христианстве белый цвет всегда был символом невинности души, чистоты и святости жизни. В Библии дано несколько указаний на белый цвет как на цвет чистоты и невинности. Белые одежды означают чистоту, непорочность или триумф духа над плотью. Таким образом, белое ассоциируется как с жизнью и любовью, так и со смертью и похоронами. В логотипах он чаще всего используется для уравновешивания цветового спектра.

Трудно предположить, что Корде специально создал фото Команданте именно в этих цветах, но, как бы то ни было, он с необычайной точностью угадал вкусы потребителей нашего времени. Чёрно-бело-красное изображение Че Гевары по праву можно назвать одним из самых логичных ходов в рекламном бизнесе.


1 Гевара Э. «Азбука революционера». М.,2007, с. 55


Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-263090.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сценарий круглого стола в школе Красивые открытки на школьную


Сценарий круглого стола в школе Сценарий круглого стола в школе Сценарий круглого стола в школе Сценарий круглого стола в школе Сценарий круглого стола в школе Сценарий круглого стола в школе Сценарий круглого стола в школе Сценарий круглого стола в школе Сценарий круглого стола в школе