Нравственные проблемы в прозе шукшина

Закрыть ... [X]

Проведение урока литературы «Нравственная проблематика и художественные особенности «деревенской прозы» в прозе творчестве В.М. Шукшина».

 

       Литература всегда была отражением жизни, а во второй половине XX века в ней происходили изменения. Ожила поэзия, которая отражала обновление исторического порядка как возвращение к законам природы, прозрачным и ясным. Появилось новое плодотворное направление в литературе – это «деревенская проза». Представителями этого направления были сыновья крестьян, которые заговорили о деревне, переживая за её настоящее и будущее. Поэтому при изучении русской литературы XX века учащихся необходимо познакомить с этой прозой. Ведь деревня представлялась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни – нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало. Следовательно, необходимо высветить проблематику произведений «деревенской прозы», потому что многие  из поднятых проблем в их произведениях актуальны в настоящее время.

      «Деревенская проза» изучается в 11 классе во втором полугодии при знакомстве с литературой 50-90 годов. Учащиеся знакомятся с писателями «деревенщиками» и их произведениями. Целесообразно провести два урока по изучению этой прозы. Изучение  данной литературы предлагаю начать  с творчества В.М. Шукшина, потому что учащиеся уже знакомы с его произведениями, т. к. в школе ведётся курс «Литература Алтая». Имеющиеся у них знания необходимо обобщить, углубить.

      Подготовительный этап:

Учащиеся читают произведения В.М. Шукшина. Готовят к уроку анализ рассказов «Срезал», «Миль пардон, мадам!», «Чудик», «Микроскоп». Учащимся для подготовки анализа текстов предлагается план:

- прозе Определите тему текста. Какие картины представляете при чтении?

- Какие проблемы поднимает автор?

- Какие художественные средства помогают автору раскрыть идейное содержание?   

      В зависимости от уровня подготовленности ребят можно им предложить инсценировать интересные эпизоды из анализируемых рассказов В. Шукшина.

       На втором уроке учащиеся знакомятся с творчеством Распутина В.. Они сравнивают и делают выводы: «Какие  художественные особенности «деревенской прозы»? Какие нравственные проблемы подняты авторами? Актуальны эти проблемы в настоящее время?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Нравственная проблематика и художественные особенности «деревенской прозы» в творчестве В.М. Шукшина».

 

Цели:

- раскрыть понятие «деревенская проза»;

- обобщить имеющиеся знания о творчестве В.М. Шукшина; выявить особенности творчества В.М. Шукшина;

- продолжить развитие навыков анализа текста (умения определять проблематику и художественные особенности произведений «деревенской прозы»).

Задачи, которые реализуются в ходе проведения этого урока:

- совершенствование умений поиска, систематизации и использования необходимой информации;

- совершенствование умений анализа художественного произведения, используя сведения по истории и теории литературы;

- совершенствование речевой деятельности учащихся;

- соотнесение художественной литературы с общественной жизнью.

Методические приёмы: объяснение теоретического понятия, сообщение учащегося, записи в тетрадях,  инсценирование эпизода произведения.

Методы работы: передача знаний, метод анализа прочитанных текстов, самообразования учащихся,  поисковая  деятельность.

Формы работы на уроке:  групповая; индивидуальная.

Контроль знаний: устный

 

Оформление: выставка книг «Слово о Шукшине», портрет В.М. Шукшина (авторская работа Останина Ю.), фотографии, записи на доске.

 

Оборудование: магнитофон, запись песни Михаила Евдокимова «Алтай», компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение новой темы с элементом театрализации

Вид урока: урок-исследование

Класс:11 класс

Ход урока

      

 Организационный момент: (звучит тихо запись песни Михаила Евдокимова «Алтай»)

      

 Целеполагание: Сегодня на уроке  мы будем говорить о творчестве алтайского писателя      В.М. Шукшина.

 - Подумайте и скажите, что нового вы узнаете на этом уроке? Какие свои навыки и умения продолжите развивать? 

  Вступительное слово учителя:

    Появившийся в 60-е годы термин «деревенская» проза до сих пор употребителен. Все потому, что произведения о деревне, созданные в 60-70 годах Ф. Абрамовым, В. Астафьевым, В. Беловым, Е. Носовым, В. Распутиным, В. Шукшиным и другими писателями, занимают едва ли не заметное место в русской литературе этого периода. Их объединяет не только тема, но – единство взгляда на жизнь: её опоры, смысл, характер развития.

     Интерес к народной жизни у тех, кого часто называют «деревенщиками», соединялся с идеей преемственности, исторической памяти, с верностью традициям, лежащим в основе нравственности. Писатели – «деревенщики» считали необходимым выступить в защиту питаемой этими традициями духовности от разрушающего воздействия современной цивилизации. 

     В «деревенской» прозе не просто изображается жизнь села, но решаются важнейшие проблемы человеческого бытия, среди которых немаловажное значение  занимают проблемы взаимоотношений человека и природы, личного и коллективного сознания. Чрезвычайно остро ставится в этой вопрос, относившийся в ту пору к числу важнейших, -

О перестройке жизни человека, вызванной массовым переселением из деревни в город.

      Наконец, принадлежащих к этому направлению писателей отличает внимание, бережное отношение к богатствам русского языка, сохранившегося в «глубинке» и противостоящего сегодняшним попыткам его искажения, сужения его выразительных возможностей.

Жизненный путь В.М. Шукшина (сообщение учащегося).

«Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он

 рассказал   о простом, не героическом, близком так же просто, негромким голосом,

очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, нравственные проблемы в прозе шукшина какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей……»

М.А. Шолохов

     Максимальными трудностями был усыпан жизненный путь писателя, максимальными были его замыслы. По-иному нельзя определить и стремление Шукшина выразить себя в качестве актёра, кинорежиссёра, писателя.

      В начале 60-х годов прошлого века у начинающих писателей было принято отправляться на поиски новых героев и новых сюжетов куда-нибудь далеко, настройку, в географическую экспедицию. Как тогда говорилось: «делали себе биографию». У Шукшина биографии хватило бы на многих.

     Он родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время.

     Вырастила Васю и его сестрёнку Талю (Наталью) мама, Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина – добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь.

 В 1943 году он закончил сельскую семилетку, поступил в Бийский автотехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки. Какое-то время работал в колхозе, а в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить его в самостоятельную жизнь.

     Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду. Пробовал поступить в военное училище в Тамбове, в Рязанское автомобильное – не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу, он служил на флоте, в Севастополе, старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. После демобилизации он вернулся в Сростки уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости. Потом недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык, литературу и сохранил светлую память о том,  как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.

     Весной 1945 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу, продала телочку. О том, как Шукшин поступил в Институт кинематографии, существует не мало легенд. Тем более что он пришел в этот, по-нынешнему говоря, элитарный вуз в гимнастёрке и сапогах. Ему пришлось навёрстывать то, что он пропустил в юности. А потом он уже понимал, каковы его силы, но не спешил о себе заявить, изображал простака: вы тут все гении, а уж как-нибудь.

     Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил  первую большую роль в кино – солдата Федора в фильме Марлена Хуцева «Два Федора» (1959). Последняя роль – Лопахин в Фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1974). Первая режиссерская работа в кино – фильм «Живёт такой парень» (1964). Последняя – «Калина красная» (1978). Первый появившийся в печати рассказ – «Двое на телеге» (1958). Первая книга – Сборник рассказов «Сельские жители» (1964).

     Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившей плавучей гостиницей для участников съёмок фильма «Они сражались за Родину». В 2002 году почитатели Шукшина не дали списать старый теплоход в металлолом – отремонтировали и присвоили ему имя «Василий Шукшин».

Работа с рассказами В.М. Шукшина (в группах).

Учащиеся делятся на 2 группы. Первая группа учащихся представляет анализ рассказов «Срезал», «Миль пардон, мадам!». Вторая – анализ рассказов «Чудик», «Микроскоп». Во время выступления слушающие ребята делают записи в тетрадях. В зависимости от уровня подготовки учащихся можно инсценировать интересные эпизоды из анализируемых рассказов. Например, на этом уроке первая группа представила инсценировку  эпизода из рассказа «Микроскоп», а вторая – из рассказа «Чудик».

Подведение итогов:

- О чём писал в своих рассказах В.М. Шукшин?

- На кого писатель обращает внимание?

- О чём заставляет нас задуматься?

- Актуальны ли в настоящее время проблемы, поднимаемые В.М. Шукшиным?

Заключительное слово о В.М. Шукшине.

     Рассказы Шукшина в большинстве своём – концепция характера, судьбы. В повествовательной системе акцент сделан не на событии, а на характере. Шукшину интересны истории, «случаи» не сами по себе, а тем, как личность раскрывается в этой ситуации, какие размышления в человеке вызывает происшедшее.

Василий Шукшин видел в способности чистого человеческого сердца к добру самое дорогое богатство. «Если мы в чём-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке », - говорил он. Шукшин считал главным в своей художественной позиции «вместе со своими героями найти и раскрыть вечные, непреходящие духовные ценности, такие, как доброта, душевная щедрость, совесть».

       Творчество Василия Шукшина, по самой своей сути тяготеющее к постановке актуальных социально-нравственных проблем, углубляет и расширяет представление о человеке, о действительности. Разные характеры предстают перед нами со страниц рассказов писателя, многообразны их проявления, но любимых его героев освещает напряжённость духовных поисков смысла жизни. Его рассказы о людях думающих и «остановившихся», страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас ЧЕЛОВЕКА, предлагают подумать о самом себе, о жизни. И в этом смысл живого реалистического искусства….

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: написать творческую работу по одному из рассказов, прозвучавшему на уроке (см. приложение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. – Барнаул.: Алт. Кн. Изд., 1981.
  2. Журавлёв В.П. Уроки литературы в 11 кл. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Шукшин В.М. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа: Вече, 2002.
Щетинкина Н.Е. Литература 11 кл.: поурочные планы по учебнику «Русская литература XX в.». – Волгоград.: Учитель, 2009.
Источник: http://podryd.ru/nravstvennye-problemy-v-proze-shukshina/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Нравственные проблемы в рассказах Василия Макаровича Приглашение из исландии


Нравственные проблемы в прозе шукшина Нравственные проблемы в прозе шукшина Нравственные проблемы в прозе шукшина Нравственные проблемы в прозе шукшина Нравственные проблемы в прозе шукшина Нравственные проблемы в прозе шукшина Нравственные проблемы в прозе шукшина


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ